Памятка для общения с проверяющими

Альбина Киселёва

ПАМЯТКА

основные правила поведения с проверяющими

 Это универсальный набор правил при любом типе проверки или проверочных мероприятий и предназначен к усвоению персоналом и руководящим составом предприятия для применения при первом контакте с проверяющими.

 Все проверочные мероприятия условно можно подразделить на следующие группы:

  1. уголовное судопроизводство (доследственная проверка, оперативно-розыскные мероприятия, дознание или предварительное следствие по возбужденному уголовному делу);
  2. производство по делам об административных правонарушениях (административное расследование, рейдовые мероприятия, оформление протокола или постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, добор материала проверяющими);
  3. плановые и внеплановые проверки, проводимые органами контроля и надзора (налоговые, антимонопольные, природоохранные, лицензионный контроль и прочее).

Главное правило

Никогда не поддавайтесь эмоциям в общении с проверяющими, даже при предельно провокативном и грубом поведении с их стороны, иначе высказанное вами может обернуться против вас. Сохраняйте самообладание.

При любых обстоятельствах должен быть выдержан корректный стиль общения и вежливый тон в разговоре. 

Теперь остальные

  1. В тот момент, когда проверяющие пришли к вам на предприятие, попросите у них предъявить документ-основание проводимой проверки, желательно, чтобы при этом присутствовало не менее 2-х работников организации, а с предъявленного документа необходимо снять копию или сфотографировать на телефон.
  2. Также попросите всех проверяющих, а также присутствующих с ними лиц (понятые, специалисты и прочее) предъявить служебные удостоверения, перепишите с них номера, ФИО, должности.
  3. Для общения с проверяющими необходимо определить конкретного сотрудника предприятия или нескольких, о чем уведомить персонал и представителей контрольно-надзорного органа. Лучше всего, если ими (им) будет выступать кто-нибудь из руководства.
    Все пояснения работников Вашей организации, представление ими документов должны происходить исключительно через уполномоченных лиц или с их ведома.
  4. После вышеуказанных действий рекомендуется позвонить адвокату, описать ситуацию и получить консультацию, при необходимости попросить срочно выехать к клиенту.
    О наличии привлеченного по соглашению адвоката обязательно сообщите проверяющим, их это дисциплинирует.
  5. При любых сомнительных обстоятельствах сотрудники вашей компании должны отказываться от каких-либо показаний, объяснений и прочее, или отвечать словами «не знаю», «не помню», «это не в моей компетенции» и т.д., невзирая на любые возможные увещевания и угрозы проверяющих.
    За невыполнение законных требований представителя государственного органа вам, максимум, может грозить административная ответственность, а вот наговорить вы можете на статью Уголовного кодекса Российской Федерации.
  6. Перед тем как поставить где-нибудь подпись в документах проверки – обязательно перед этим проконсультируйтесь с адвокатом.
  7. Если проверка проводится не по Уголовно-процессуальному кодексу, то проверяющие по вашему требованию обязаны сделать отметку о проверке в специальном журнале, который желательно вести на предприятии в соответствии с п. 13 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако следует помнить, что данное требование не распространяется на:

  • прокурорские проверки;
  • доследственные проверки;
  • следственные действия;
  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • налоговые проверки;
  • проверки антимонопольного законодательства;
  • расследования аварий и иных чрезвычайных ситуаций;

и некоторые другие.

 И еще. Если от вас требуют представления каких-либо документов в срочном порядке, вы вправе, сославшись на объективные причины (например: архив расположен в другом месте, отсутствует сотрудник, у которого они находятся и прочее) и уведомив об этом проверяющих, представить их позже.

Здесь главное не заявлять об отказе в предоставлении таких документов!